Москва | +7 (499) 390-85-94

Что такое претензионно-исковая работа?

По сути, это действия, направленные на досудебную (переговоры, переписка) и судебную защиту прав и законных интересов организации.

Гражданские права и обязанности возникают из решений собраний, актов государственных органов и органов местного самоуправления, судебных решений, в результате приобретения имущества, создания результатов интеллектуальной деятельности, вследствие причинения вреда другому лицу, неосновательного обогащения, вследствие иных действий и событий, однако в большинстве случаев потребность в защите прав возникает вследствие неисполнения / ненадлежащего исполнения условий заключённых между контрагентами договоров (неполучения исполнения в виде оплаты, работ, услуг). Именно поэтому договорная и претензионно-исковая работа тесно связаны между собой, и договорная работа всегда ведётся с пониманием перспективы защищать в будущем интересы фирмы в переписке, на переговорах и в суде. Особенно это актуально для нашей страны, где, к сожалению, можно констатировать факт повсеместного распространения культуры неисполнения договорных обязательств (в отличие, например, от европейских стран, у нас, заключая сделку, люди часто думают о том, где и как они могут обмануть контрагента, чтобы не исполнять её или затянуть исполнение, а не о том, как быстрее и эффективнее всё сделать).

Итак, претензионно-исковая работа нужна для защиты прав. Как она ведётся? Кто этим занимается?

Из самого названия ясно, что основное её содержание — деловая переписка и переговоры с контрагентом, а впоследствии — участие в судебном процессе.

Безусловно, главную роль во всей процедуре играют юристы, которые готовят претензионные письма, ответы на них, исковые заявления, отзывы (возражения) на иски и иные документы, однако, как и в договорной работе (для детального понимания см. предыдущий пост этой рубрики), все эти документы согласовываются различными профильными службами организации, заинтересованными в исполнении конкретной сделки.

Переговоры:

Любой практикующий юрист скажет Вам: самый лучший, быстрый и дешёвый способ решения любой спорной ситуации — это диалог. Практически любой спор можно разрешить путём переговоров. Да, необходимы компромиссы с обеих сторон, но это точно стоит того. Правильное ведение переговоров с привлечением юристов, которые «на ходу» ответят, какую компромиссную схему можно реализовать (и как), а какую — нельзя, сэкономит огромное количество времени, сил и денег на ведение судебных процессов, на сопровождение которых Вы понесёте расходы на тех же юристов, оплату госпошлины и компенсации простоев отдельных направлений бизнеса.

Претензионная работа:

Если переговоры зашли в тупик либо не проводились вообще, коммерческие организации до судебного разбирательства в большинстве случаев ведут претензионную переписку, в которой, обосновывая свои требования либо отказ в удовлетворении требований, приводят доводы и документальные доказательства. К сожалению, в России претензионная переписка редко приводит к урегулированию спора без суда и ведётся в большинстве случаев для соблюдения прямых требований Арбитражного процессуального кодекса об обязательном претензионном порядке разрешения спора, однако она безусловно необходима в любом случае, и для её грамотного ведения Вам необходима квалифицированная юридическая помощь, поскольку Ваши доводы должны быть изложены чётко, ясно, лаконично и при этом должны быть обоснованы нормами договоров и закона, а также имеющимися доказательствами.

Исковая (судебная) работа:

Если договориться всё же не получилось, следующая стадия — суд. Споры между коммерческими организациями (ИП, юридическими лицами) относятся к подведомственности арбитражных судов.

И на этой стадии Вам точно не обойтись без квалифицированных юристов, поскольку исковая (судебная) работа происходит на стыке норм материального и процессуального права. Исковая работа состоит в подготовке и подаче исковых заявлений (заявлений), объяснений, ходатайств, жалоб и иных процессуальных документов и отзывов (возражений) на них, и именно и только юристы компетентны вести её, поскольку владеют и нормами закона и доказательствами, на которых основаны Ваши требования (или возражения на требования), и нормами процессуального права, регламентирующими тонкости процедуры производства в судах и арбитражных судах. Здесь каждая тонкость важна, и мы неоднократно сталкивались с ситуациями, когда умные и хорошо подготовленные предприниматели, решившие защищать свои интересы самостоятельно, терпели фиаско именно вследствие непонимания правовых тонкостей процесса или, например, неверного выбора способов защиты прав, прямо предусмотренных гражданским законодательством.

Юристы знают, какой способ защиты права выбрать, знают, какие доказательства представить, какие нормы закона применимы к конкретной ситуации, как аналогичные вопросы решаются в судебной практике, как и в какую форму всё это облечь и в каком порядке представить суду и процессуальным оппонентам.

Юрист — как доктор. Он «лечит» Вашу организацию, в том числе решая уже возникшие у неё проблемы. И когда речь заходит о претензионно-исковой работе, это как никогда очевидно, потому что только у него есть компетенции, необходимые для этого «лечения».

Не стоит экономить на докторе.

Если Вам нужна помощь квалифицированных юристов, мы всегда готовы Вам ее предоставить!

Получите бесплатную консультацию!

Мы всегда открыты клиенту, и первая устная консультация — бесплатна!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните эту форму, и мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время!



    Напишите нам!
    Мы ждём Вас!