Всем привет! Сегодня поговорим на очень интересную тему.

Все знают, что у нас в стране, мягко говоря, не самая чётко работающая судебная система. Но только юристы знают, что именно «не так». Специально для Вас мы сделали топ самых явных / вопиющих / непонятнокакжетаквообщеможетбыть!?! проблем, с которыми Вы столкнётесь, если у Вас возникнет необходимость участвовать в судебном споре и в дальнейшем в исполнительном производстве.

Того, что Вы прочтёте в этом посте, в законах нет. Более того, в законах зачастую написано обратное. Мы лишь расскажем о практике работы системы, с которой сталкиваемся в своей работе каждый день. Простыми и почти всегда цензурными словами.

Рейтинг составлен по нашему личному мнению, которое может не совпадать с мнениями наших коллег 🙂

DISCLAIMER: данным постом мы не хотим кого-то в чём-то обвинить, безосновательно обругать, необоснованно распространить отдельные тенденции на все органы правоприменения; мы сами видели и точно знаем, что во многих из них всё не так и, даже более того, всё гораздо лучше; но также видели и обратное.

10. Безразличие.

Начнём с того, что, в основном, всем на всё на…плевать. Каким бы вопиющим ни было нарушение Ваших прав, шанс того, что суд Вас участливо услышит и начнёт, общаясь «по-человечески», идя навстречу в приобщении к материалам дела доказательств и понимании позиции, погружаться в Вашу проблему, близок к нулю. Все судебные процессы строго формализованы, и к потерпевшему, у которого при 100 свидетелях всем известный человек угнал автомобиль, скорее всего, в уголовном процессе будет такое же отношение, как в арбитражном процессе к руководителю фирмы, сфальсифицировавшему документы для получения контроля над компанией. Никому ничего не нужно. Всем на всех наплевать. Вам что-то нужно, — доказывайте, в рамках процессуальных норм.

9. Какие ваши доказательства?!

Мне кажется, что судебный юрист теряет свои розовые очки тогда, когда проигрывает своё первое дело, которое, исходя из имеющихся доказательств, прямого толкования закона и судебной практики, невозможно было проиграть. И в нашей практике такие дела тоже, конечно же были. О чём это я? О том, что в нашей стране можно как выиграть, так и проиграть абсолютно любое дело. При всех прочих аргументах процессуальные кодексы России прямо говорят, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению. Да, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, но своему внутреннему. И это внутреннее убеждение порой полностью выключает из спора целые массивы доказательств и «высасывает из пальца» обоснование принятого решения. Именно поэтому запомните: юрист никогда не может гарантировать Вам результат!

8. Недобросовестность и фальсификации

Идя в судебное заседание в России, Вы должны чётко понимать, что если Вы дошли до этой стадии, то в зале судебного заседания Вас может ждать абсолютно любое, нелогичное, вызывающее и даже аморальное поведение процессуального оппонента. И что такое поведение — лишь часть тактики и стратегии ведения дела. Поэтому все эмоции оставьте за дверью и получайте удовольствие: здесь Вам могут рассказать об обстоятельствах, прямо противоречащих объективной реальности (несмотря на то, что вчера тот же человек по телефону говорил обратное), отрицать очевидные факты, говорить о недоказанности любой мелочи, которая для Вас просто прозрачна, и даже со спокойным лицом представить суду заведомо сфальсифицированные документы, в том числе якобы с Вашей подписью.

И если, например, Арбитражный процессуальный кодекс содержит чёткий механизм заявления о фальсификации доказательства и последующей процедуры, который реально иногда работает (при условии, что Вы его знаете, конечно же), то об остальных процессах такое сказать мы не можем — судьи крайне неохотно воспринимают такие заявления и двигаются в направлении привлечения фальсификатора к уголовной ответственности (да, таковая в законе предусмотрена). На практике это ведёт к тому, что в абсолютном большинстве случаев в судах общей юрисдикции лицо, совершившее это бесспорно ужасное нарушение закона, остаётся полностью безнаказанным.

Что же делать в таких условиях? Как уже говорилось выше, просто спокойно доказывать свою позицию, применяя нормы процессуального и материального права (но, ещё раз, помните: процесс формализован, и все процедуры нужно знать!).

7. Режим ожидания

Здесь мы говорим больше о судах Московского региона. Проблема в том, что загруженность отдельных судов настолько высока, что, придя к назначенному времени судебного заседания, Вы с высокой долей вероятности будете ждать в очереди несколько часов. Потому что у судьи нет физической возможности назначить рассмотрение меньшего количества дел на один день (об этом ещё поговорим в одном из следующих пунктов). В Арбитражном суде города Москвы известны случаи ожидания судебного заседания более 8-9 часов (с завершением около 23 часов). Поэтому книжка, смартфон, ноутбук и пауэрбанк — это Ваши друзья.

6. Споры с госорганами

Это отдельная песня. Как Вы, наверное, знаете, суды — это отдельная ветвь государственной власти. А гос.органы, с которыми Вы можете встретиться в суде (оспаривая штрафы, предписания, отказы, незаконные нормативные и ненормативные акты, действия и бездействие и т.д.) — это, как правило, органы исполнительной власти, того же самого государства. И как Вы думаете, кому будет с большей долей вероятности благоволить суд? Конечно же, суды независимы. Но вот на практике в большинстве случаев именно гражданам и коммерческим организациям приходится с коробками документов и пеной у рта доказывать, что они не бараны, при том, что иск / отзыв на иск от гос.органа состоит из двух абзацев, в одном из которых написано, что ими установлен такой-то факт, а второй — это список приложений.

5. Суды и Ваше личное время

Возвращаемся к теме времени. И снова — применительно к Московскому региону. Проблема здесь не только в том, что участник судебного процесса всегда должен быть готов к сумасшедшим по длительности ожиданиям. Дело в том, что в судах общей юрисдикции ужасно поставлено взаимодействие с лицами, участвующими в делах. Есть телефоны, но по ним очень часто (а в карантинный период — почти всегда) невозможно дозвониться. Есть часы приёма, но их мало, на них тоже огромные очереди, и при этом очередь на приём стоит вместе с очередью на заседания. Есть возможность обратиться по почте и электронным способом, но срок ответа составляет до 30 дней, а на практике — бесконечность. Есть обязанность судов отправлять все судебные акты сторонам, но её мало кто соблюдает. В результате совершенно реальны ситуации, в которых представитель фирмы из, например, Хабаровска, едет в один из Московских районных судов, пробивается в карантин через приставов на входе, попадает на приём к помощнику, чтобы лишь узнать, на каком основании 2 месяца назад оставили без движения исковое заявление (а его оставили без движения, например, потому что в экспедиции случайно почтовый чек открепили и выбросили).

Как говорится, enjoy!

4. Сроки

И заканчиваем с темой времени. На четвёртом месте — общие сроки судопроизводства. Конечно, они регламентированы в законе. Но это, наверное, самые не соблюдаемые процессуальные нормы в стране. Говоря о Московском регионе, в среднем с момента подачи иска до момента его принятия к производству проходит около 3-4 недель; каждое следующее судебное заседание по делу в судах общей юрисдикции назначается через месяц, а в арбитражных судах — через 1,5-2 месяца. То есть самые простые дела могут реально рассматриваться годами, и это не преувеличение. Это обусловлено страшной загрузкой Московских судов. То, что им не хватает кадров судебных составов, — это самый очевидный факт для любого судебного юриста. Судьи вынуждены рассматривать по 2-3 десятка дел в день.

А после завершения судебного разбирательства Вас ждёт отдельное приключение — взаимодействие с канцелярией для получения решения и исполнительного листа. Во-первых, канцелярия может готовить эти документы неделями и даже месяцами. Во-вторых, про очереди в канцелярии отдельных районных судов, занимаемые в 6 утра, ходят легенды. А в-третьих, иногда Вам придётся отстоять такую очередь только для того, чтобы «заказать» документ и потом прийти снова в такую же очередь за этим документом… и узнать, что он ещё не готов.

И вишенка на торте — это судебные сроки сейчас, в период карантина. Это вообще за гранью добра и зла. Только в нашей практике есть 2 сверхвопиющих факта: одно исковое заявление после регистрации судья не принимала к производству в течение более 3 месяцев, без объяснения причин и какой-либо вообще физической возможности узнать, в чём проблема; и ещё по одному делу, решение, резолютивная часть которого была оглашена в августе 2020 года, не готово до сих пор 🙂

3. Страна юристов

Мы добрались до топ-3!

На третьем месте проблема, которая вобрала в себя многие из уже озвученных выше факторов: к великому сожалению, в нашей стране, если Вы хотите сами защищать свои права в суде, у Вас нет права не знать закон или не быть юристом. И речь не о том, что в процессуальные кодексы введены нормы об обязательном профессиональном юридическом представительстве. Вы должны знать закон ещё задолго до суда, чтобы понять, что и как Вы вообще можете и должны делать, чтобы «обезопасить» себя и впоследствии выстроить и доказать позицию в суде. И постоянные злоупотребления и недобросовестность оппонентов, и частое нежелание суда вникать и разбираться, и нарушение баланса в сторону гос.органов, и другие факторы приводят к тому, что не только в хозяйственной деятельности, но и вообще в жизни каждый человек в нашей стране должен находиться в состоянии «юридической алертности»; он должен совершать каждое действие не исходя из логики и здравого смысла, а именно и только убедившись в том, что он делает это верно с учётом норм материального и процессуального права, а ещё лучше — и с учётом сложившейся практики.

Мы неоднократно сталкивались с ситуациями, когда наши клиенты, очень неглупые люди, скрупулёзно готовились к судебным спорам, собирали максимум возможных доказательств, но попадали в неприятные ситуации вследствие незнания юридических и практических тонкостей, при том, что с логической точки зрения их подготовка была идеальной.

2. Уголовно-процессуальная машина

На втором месте — самая страшная в прямом смысле этого слова проблема. В 2019 году, например, Российские суды вынесли менее 1% оправдательных приговоров. Вдумайтесь в эту цифру.

Безусловно, в первую очередь дело здесь в том, что уголовные дела «с лицами» чаще всего возбуждаются тогда, когда есть у этих дел есть реальная судебная перспектива, то есть когда очевидно, что лицо виновно в совершении преступления, и тому есть прямые и неоспоримые доказательства.

Но у этой медали есть и обратная сторона. Представьте, что дело в отношении какого-то человека всё же возбудили, а потом выяснилось, что он «не очень то и виновен», либо что все доказательства получены с нарушением закона. И проблема в том, что в таких случаях машина работает против такого человека. В этой среде принято говорить, что если жернова машины закрутились, то по инерции она продолжит работать и может перемолоть всё. Это означает следующее: если дело возбудили, то скорее всего оно дойдёт до суда. Если оно дошло до суда, то скорее всего человека осудят. Страшная логика.

1. Презумпция невиновности, бремя доказывания и состязательность

И вот он, лидер нашего топа! Немного сложный для понимания, но я постараюсь.

Презумпция невиновности означает, что в уголовном процессе Вы не должны доказывать свою невиновность. Бремя доказывания означает, что в гражданском и арбитражном процессах Вы должны доказать обстоятельства, на которые ссылаетесь в обоснование своей позиции. Состязательность означает, что суд воспринимает и даёт оценку доказательствам, которые представляют стороны по делу.

Наверняка, Вы смотрели фильмы и сериалы про американские судебные процессы, где судья лишь слушает стороны и получает от них доказательства, а также говорит присяжным, какие доказательства допустимы, законны и могут ими приниматься во внимание, а какие — нет.

Так вот, у меня плохая новость для Вас: у нас это не работает.

В уголовном процессе очень часто именно подсудимому с пеной у рта приходится доказывать, что он не баран, при том, что обвинитель докладывает «формальную» позицию. А в гражданском и арбитражном процессах суд очень часто незаконно и необоснованно смещает бремя доказывания в удобную ему сторону (например, обязывая Вас предоставить доказательства того, отсутствие чего на самом деле обязан доказать Ваш оппонент), и, что самое страшное, сам занимается добыванием доказательств. К примеру, Вы раскопали обстоятельство / доказательство, применимое к Вашей ситуации, которое позволяет Вам выиграть процесс, но есть другое, не менее хитрое обстоятельство / доказательство, которое может побить Вашу карту, но которое не раскопал Ваш оппонент; так вот, суд по собственной инициативе может не просто сослаться в решении на это обстоятельство, но и в судебном заседании прямо намекнуть оппоненту, что у него есть такой вот способ защиты права.

Во многом всё это очень сильно уменьшает возможности юристов по защите прав и законных интересов клиентов. Но это не означает, что нужно опускать руки.

Если Вы дочитали всё это до конца, то, полагаю, теперь Вы поняли, насколько юридическое знание и юристы нужны людям в России, и насколько сложно нам здесь работается 🙂. А ещё осознали, что если Вам не хватает знаний, то всё же лучше сразу обратиться к юристу. Ну и мы всегда на связи! 😉

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните эту форму, и мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время!