Защита интересов организаций: разработка локальных нормативных актов

разработка локальных нормативных актов

Защита интересов организаций: разработка локальных нормативных актов

Что такое ЛНА? По закону и простыми словами.
Под локальным нормативным актом следует понимать внутренний документ организации, рассчитанный на неоднократное применение и устанавливающий права и обязанности самой организации и всех или отдельных категорий её работников (в части, не урегулированной законодательством (в первую очередь, трудовым).
Нормы ЛНА не могут противоречить закону, коллективному или трудовому договору. Если противоречия есть, эти нормы не применяются.
ЛНА принимают в виде положений, инструкций, правил, порядков и так далее. Утверждает их руководитель организации (единоличный исполнительный орган (директор / ген.директор / …). При наличии профсоюза некоторые ЛНА принимаются с учётом его мнения. Каждый работник, с деятельностью которого связан ЛНА, должен быть с ним в обязательном порядке ознакомлен.

Примеры прямо предусмотренных законом ЛНА:

  • положение об оплате труда (статья 135 ТК РФ),
  • график отпусков (статья 123 ТК РФ), ПВТР (правила внутреннего трудового распорядка) (статья 189 ТК РФ),
  • положение о командировках (статья 168 ТК РФ).

Но нас в большей степени интересует сама концепция ЛНА: дело в том, что институт ЛНА даёт фирме саму возможность урегулировать отдельные отношения внутри фирмы с помощью принятия нормативного документа, то есть поставить ту или иную работу в чёткие рамки, наладить её конкретным, определённым образом. К примеру, такими ЛНА являются положение о договорной работе, положение о претензионно-исковой работе (о них можете почитать в наших предыдущих постах), положение о порядке ведения документооборота (зона применения ясна из названия), положение о добровольном медицинском страховании (аналогично), положение о тендерном комитете (органе, осуществляющем закупки продукции, сырья и оборудования на конкурсной основе) и так далее.
===
В чём фишка?
Перед нами не стоит задача рассказать обо всех возможных ЛНА и о том, как конкретно их писать. Мы хотим донести до Вас главную мысль: если Вы, руководитель фирмы / отдельного направления или её учредитель, хотите наладить какой-либо рабочий процесс, именно разработка, согласование, издание и применение ЛНА является лучшим инструментом! И, на самом деле, если Вы сами в достаточной степени знаете этот процесс, Вам для разработки ЛНА не нужен никто. Да, даже юрист. И вот почему:
===
Разработка ЛНА
Да, есть некие «стандарты» написания таких документов; они, как правило, состоят из введения и общих положений (перечень регулируемых вопросов, применимые нормы права, терминология), основной части (описание процессов (порядка), права и обязанности отдельных (категорий) работников и работодателя, порядок взаимодействия структурных подразделений фирмы внутри этих процессов, конкретные действия, сроки, ответственность) и заключительных положений (вступление ЛНА в силу, порядок внесения изменений и дополнений, срок действия).
Но, по сути, разработка ЛНА заключается всего лишь в детальном скрупулёзном описании отдельных процессов, которые Вы хотите описать, и которые Вы понимаете. То есть для оптимизации работы фирмы Вам нужны лишь русский язык, понимание процесса и дотошность. Вы подробно излагаете в письменной форме то, как «всё должно работать», и всё! Магия!
===

Согласование и издание ЛНА
Аналогично тому, что мы уже писали в посте о договорной работе, согласование ЛНА осуществляется различными подразделениями фирмы в соответствии с тем, к порядку работы какого отдела будет применяться ЛНА (каких отделов касаются регулируемые ЛНА процессы), и в соответствии с их компетенцией (юристы отвечают за анализ рисков и юридические условия, профильные подразделения — за соответствующие их функционалу условия, бухгалтерия и финансовые службы — за цифры, налоговые риски, производственные, технические и научные (RND) службы — за технические условия, спецификации оборудования, требования к продукции и так далее). Каждый отдельно взятый сотрудник не может и не должен знать всё. Работники любой организации занимают свои позиции в подразделениях в соответствии с имеющимися у них компетенциями и реализуют эти самые компетенции, в том числе, в согласовании договоров, исков, ЛНА и так далее.
По аналогии с договорной работой, процедура согласования ЛНА в различных фирмах реализована по-разному (где-то ЛНА разрабатывает специальная служба, которая готовит текст, собирает визы и отражает в тексте замечания согласующих подразделений, где-то те же функции полностью возложены на юристов, где-то разработкой занимается профильная для данного ЛНА служба, а для остальных служб установлены жёсткие сроки согласования и дополнения текста в части их компетенции, а где-то создаются специальные рабочие группы для разработки ЛНА), однако во всех случаях она представляет собой получение в установленные сроки «виз» — отметок о согласовании ЛНА от каждого структурного подразделения, заинтересованного в разработке данного конкретного ЛНА. Эта процедура, как правило, регламентируется в локальном нормативном акте организации (да-да, получается что-то вроде «ЛНА о порядке согласования ЛНА»))).
Очень часто при согласовании ЛНА происходят споры о функционале между различными структурными подразделениями, это неизбежно (никто не хочет делать больше других… ну, или вообще не хочет ничего делать). В таких ситуациях ЛНА принимается «управленческим решением» вышестоящего руководителя. Опять же: ключ в том, что руководство должно чётко понимать, как в итоге должен быть настроен и работать тот или иной процесс, и принимать ЛНА в соответствии с этим.
После согласования ЛНА издаётся приказом руководителя организации, и всё работает!
===
Но если я всё могу сделать сам, для чего мне нужны вы?
Об этом мы тоже уже говорили применительно к договорной работе. Далеко не в каждой компании имеются штатные юристы. Последствия этого — недостаточные проработка темы и оценка рисков, в данном случае — при разработке ЛНА. И даже когда «свои» юристы есть, даже они не всегда способны доработать описанный процесс с учётом всех факторов, рисков и пожеланий.
Как мы уже писали выше, Вы безусловно можете самостоятельно с нуля разработать ЛНА (и мы даже к этому призываем), а если будет сложно, — привлечь своего юриста, но наша многолетняя практика говорит о том, что, к сожалению, мало кому хватает той необходимой степени дотошности и детальности, которая необходима для описания рабочих процессов. А мы это очень хорошо умеем.
Мы умеем получить даже устное ТЗ в духе «хочу так!» и превратить его в подробнейшую инструкцию по применению, облечённую в форму локального нормативного акта.
Мы учитываем все пожелания руководства фирмы о принципах работы и распределении функциональной нагрузки.
Мы участвуем в согласовании ЛНА, анализируя их на предмет не только правовых, но и организационных и коммерческих рисков, и даём свои замечания, комментарии и правки, которые впоследствии сэкономят Ваши время и деньги.

  • Мы можем помочь другим подразделениям с разработкой «не юридических» ЛНА с нуля.
  • Мы можем проконтролировать соблюдение уже утверждённых ЛНА подразделениями фирмы.
  • Мы можем реально помочь настроить Вашу работу!
  • А ещё мы имеем многолетний опыт ведения всего описанного выше массива работы, на совершенно разных уровнях и в различных отраслях хозяйственной деятельности; и вне зависимости от наличия у Вас юридической службы мы готовы предложить Вам полное либо частичное сопровождение деятельности по разработке и согласованию локальных нормативных актов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните эту форму, и мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время!